СМИ: нынешний порядок заключения сделок с недвижимостью несовершенен и нуждается в коррективах
Программа Алексея Пушкова «Постскриптум» на телеканале ТВЦ откликнулась на общественный резонанс, связанный с мошенническими действиями на рынке жилья, жертвами которых становятся преимущественно пожилые люди. Эксперты утверждают, что преступники постарались по максимуму воспользоваться условиями пандемии, во время которой многие старики пребывали в вынужденной изоляции. По словам депутата Московской городской Думы Кирилла Шитова, мошенники ходили по квартирам пожилых людей, под видом социальных работников или врачей. Цель таких визитов известна — войти в доверие к пожилому человеку, выудить нужную информацию, а затем обманным путем заключить сделку купли-продажи или дарения в простой письменной форме. Ведь в этом случае достаточно убедить подслеповатую бабушку, что она подписывает, к примеру, договор связи/страхования/аренды или в том, что эти «добрые и бескорыстные» люди о ней будут заботиться лучше, чем родные дети, если она подарит им свою жилплощадь. Именно по одному из этих сценариев остался без крыши над головой мужчина-пенсионер из Пензенской области. Он всего лишь хотел сдать комнату в своей квартире и, не читая, подписал якобы договор найма, а на самом деле продал мнимому арендатору свою квартиру.
Вице-президент МГНП Илья Радченко в своем интервью корреспонденту программы отметил, что одинокие пожилые люди и социально незащищенные категории граждан такие как, инвалиды, несовершеннолетние дети, сироты всегда были в поле зрения преступной среды: «Они выбирают тех, кто не имеет близких социальных контактов. То есть человек, к которому регулярно приходят родственники, вероятность того, что такого человека обработают на предмет выманивания у него недвижимости, гораздо ниже, чем в случае с одиноким пенсионером...».
По данным МВД, которые приводят журналисты, каждая пятнадцатая сделка в России имеет признаки мошенничества, а ежегодно в судах рассматривается порядка 7 000 дел, связанных с квартирным рейдерством. Совсем недавно на скамье подсудимых оказалась банда «черных» риэлторов из Тюмени, присвоившая имущество на 46 миллионов рублей. В Орле правоохранительные органы разоблачили банду, от которой пострадали 62 человека. Недавно в Липецке по решению суда мать-одиночку выселили из квартиры, которую она приобрела у мошенников за средства материнского капитала и ипотечного кредита. Она оказалась завершающим звеном в цепочке преступных продаж и уже вряд ли вернет свои деньги, а обязательства по кредиту с нее никто не снимет.
Попытки присвоить чужое имущество происходит не только через сделки, но и оформление наследства, когда преступники пытаются выдать себя за родственников, подделав нужные документы. Однако в этом случае на пути преступников встает нотариус, у которого есть широкие возможности по разоблачению фальшивок и профессиональный опыт работы с документами. В практике московских нотариусов бессчетное количество пресеченных преступных намерений. Чаще всего мошенники подделывают документы ЗАГС. Приносят свидетельства о рождении или о браке, выданные якобы отделами далеких от столицы областей или фальшивые решения суда, или даже завещания, удостоверенные в других регионах. Но преступники не знают, что нотариус производит проверочные действия по каждому документу, тем более что сегодня существуют быстрые способы отправки запросов в ЗАГС, государственные ведомства, судебные органы, банки по электронным каналам связи. Что касается нотариальных документов, то нотариус может уточнить их подлинность в Единой информационной системе нотариата в режиме онлайн. Поэтому преступники после визита в нотариальную контору за получением чужого наследства, как правило, оказываются в местах не столь отдаленных.
К сожалению, сделки с недвижимым имуществом не защищены в такой мере, как наследственные права. В юридическом сообществе многие годы ведутся дискуссии о том, как оградить граждан, особенно незащищенные социальные категории пенсионеров и инвалидов, от недобросовестных действий. Среди прочих называются и такие радикальные меры, как учреждение специальных органов опеки для сделок с имуществом лиц пенсионного возраста, что идет в разрез с реализацией гражданских прав, гарантированных Конституцией РФ, и связано с увеличением бюджетных расходов. Другие считают панацеей лицензирование риэлторской деятельности. Директор института социоэкономики МФЮА, д.э.н. Александр Бузгалин считает, что решение проблемы лежит в плоскости персональной ответственности чиновников, и нарушения законодательства с их стороны должны наказываться вплоть до уголовного преследования. Однако нужно учесть, что для обманутого гражданина не столько важно, чтобы допустивший обман чиновник понес наказание, гораздо важнее вернуть украденное имущество или деньги, что вновь упирается в дополнительное финансирование от государства.
Ведущий программы, член Совета Федерации Алексей Пушков в своем резюме к сюжету о действиях мошенников отметил, что нынешний порядок заключения сделок с недвижимостью несовершенен и нуждается в коррективах.
Эксперты в сфере гражданского права не раз отмечали, что для того, чтобы защитить граждан от рисков рынка недвижимости не надо изобретать новых способов, эффективность которых сомнительна. В континентальной правовой системе стабильность гражданских отношений в сфере недвижимости всегда обеспечивалась институтом нотариата. Удостоверение сделки нотариусом дает гарантию юридической чистоты сделки. Ведь в обязанности нотариуса входит установление личности сторон сделки, их волеизъявления и полномочий, проверка законности сделки и разъяснение ее правовых последствий. Данная система проверочных действий помогает отсечь подавляющее большинство мошеннических схем и в очень надежной степени защищает имущество граждан от преступных посягательств.
При этом деятельность нотариуса осуществляется без государственного финансирования, имеет четкое законодательное регулирование и жестко контролируется Министерством юстиции и самим нотариальным сообществом. Более того, профессиональная ответственность нотариусов подкреплена финансовыми гарантиями. В случае ошибки нотариуса, которая повлекла ущерб для его клиента, все убытки будут компенсированы за счет индивидуального страхования нотариуса или коллективного страхования со стороны региональной нотариальной палаты, а в случае недостаточности этих средств — за счет Компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты и личного имущества нотариуса.
Ссылка на программу: https://www.tvc.ru/channel/brand/id/41/show/episodes/episode_id/67013
Источник: https://notariat.ru