Эксперты предлагают привлечь нотариуса к новым форматам регулирования корпоративных правоотношений
Переход в онлайн, который приобрел особую актуальность в период пандемии COVID-19 в бизнес-среде, породил дискуссию об использовании удаленных процедур в сфере корпоративного управления. Возможности и риски проведения собраний акционеров и участников обществ на цифровых платформах, участие в этих процедурах нотариуса стали темой видеоконференции «Цифровые технологии и корпоративное право», организованной Исследовательским центром частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ 7 мая.
Какие варианты реализации подобной инициативы, в том числе с привлечением нотариусов, предлагают различные экспертные группы, и как сами нотариусы видят возможность сделать эти процедуры не только удобными, но и безопасными для собственников бизнеса с точки зрения законности правоотношений, обсудили представители государственной власти, научной школы, судейского сообщества, нотариата, бизнеса и ряда общественных институтов. Модератором конференции выступила д.ю.н., профессор, заведующая кафедрой финансовых сделок и новых технологий в праве Исследовательского центра частного права Людмила Новоселова.
Проведение общих собраний акционеров или участников ООО в онлайн-форме с использованием цифровых технологий в той или иной степени уже практикуется различными компаниями и демонстрирует эффективность для решения ограниченного круга вопросов. В условиях пандемии эти процессы приобретают особую популярность, вызывая объяснимое желание их скорейшего масштабирования. При этом переход на такие форматы и их повсеместное применение при принятии юридически значимых решений, если оно не продумано в полной мере, могут спровоцировать серьезные риски нарушения прав участников корпоративной сферы, например — неправомочное представительство на собрании, подмену протоколов собрания, незаконный отъем имущества предприятия, ущемление интересов отдельных участников или миноритариев и др. В настоящий момент, при очном проведении собрания участников, нивелировать эти риски, гарантировать правомочность присутствующих на нем лиц, учет их волеизъявления и законность принятого им решения позволяет привлечение независимой третьей стороны — нотариуса.
«Задача нотариуса — гарантировать законность удостоверяемого документа, в данном случае — протокола собрания участников общества, а также достоверность данных ЕГРЮЛ», — заявил президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.
Но сегодня в условиях видеоконференции и, в целом, при полном переходе собраний в цифровой формат, обеспечить полную защиту прав участников обществ невозможно по целому ряду причин. Первая проблема связана с идентификацией личности участников собрания. О невозможности однозначно идентифицировать участвующих в онлайн-собрании лиц говорили и председатель Правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов, и директор по правовым инициативам ФРИИ Александра Орехович. При этом, по мнению Орехович, именно нотариус как независимая третья сторона мог бы решить вопрос с идентификацией участников собрания, если бы закон предоставил ему соответствующие полномочия и доступ к необходимым для этого техническим средствам.
По словам Константина Корсика, нотариат готов к использованию новых цифровых инструментов в своей работе, в том числе, позволяющих безошибочно идентифицировать личность заявителя. Однако нотариус должен быть уверен, что система, которая выдает соответствующее заключение, гарантирует его достоверность, и ее сведения признаются достоверными на государственном уровне. На данный момент закон уже закрепил за нотариусами право применять в своей работе биометрические технологии, а положение о доступе нотариусов к Единой информационной системе персональных данных вступит в силу в декабре этого года. Но для полноценного применения такого формата в рассматриваемых вопросах необходимо провести значительную работу, как в части разработки соответствующей нормативной базы, так и в части создания действующего и достоверного механизма биометрической идентификации, признанного на уровне государства.
Еще один проблемный вопрос в части удаленных процедур в рамках корпоративного управления — как убедиться в добровольности принятия решения тем или иным участником собрания. Онлайн-формат не позволяет увидеть, что кто-то действует, например, по принуждению, отмечает председатель совета Исследовательского центра Лидия Михеева. В том числе по этой причине нотариат неоднократно выступал против удостоверения сделок в удаленном, «заочном» формате. Только очная беседа с заявителями позволяет нотариусу выполнить важную функцию по разъяснению последствий, проверке осознанности и добровольности их действий, сопоставить их реальную волю волеизъявлению, указанному в тексте договора. В корпоративной сфере также необходимо удостовериться в том, что волеизъявление каждого участника собрания должным образом учтено.
Игорь Дроздов также призвал обратить внимание на риски использования в ходе видеоконференций различных технических манипуляций, которые могут приводить к правонарушениям. Так, уже сейчас есть программы, позволяющие заменить лицо участника беседы в рамках онлайн-платформы на облик абсолютно другого человека. С учетом огромной скорости развития цифровых технологий число подобных инструментов для онлайн-махинаций будет только расти.
Вместе с тем, инициатива по переводу любых общих собраний как акционеров, так и участников ООО полностью в онлайн-формат встречает и целый ряд ограничений законодательного характера, отмечает корпоративный секретарь ПАО «Интер РАО» Тамара Меребашвили. Так, законом не предусмотрена возможность сформировать электронный протокол собрания и удостоверить его ЭЦП, отсутствует норма и о хранении подобных документов в цифровом виде.
Важное законодательное ограничение касается и форм решений, принятых в рамках таких собраний. Решение собрания участников ООО должно быть удостоверено нотариусом, если в уставе компании не предусмотрен иной способ подтверждения таких решений. При этом нотариус в силу закона должен явиться на собрание лично, чтобы в том числе подтвердить перечень присутствующих на собрании участников, и не может удостоверять решения, принятые в рамках видеоконференции, подчеркнул в своем выступлении заместитель Министра юстиции РФ Денис Новак.
В то же время уже сейчас готовятся к вступлению в силу новеллы законодательства, которые могут сделать возможным проведение дистанционных собраний с помощью нотариата. Так, Денис Новак предложил обратить внимание на положения Федерального закона № 480-ФЗ об электронном нотариате, которые вступят в силу уже в декабре этого года. В частности, закон позволяет удостоверять сделки без непосредственной встречи контрагентов, но с привлечением сразу нескольких нотариусов. В свою очередь, нотариусы, участвующие в оформлении такой сделки, связывается между собой онлайн. По итогам работы нотариусов формируется единый договор в цифровом виде, который удостоверяется их усиленными квалифицированными электронными подписями. Аналогичный дистанционный формат вполне мог бы применяться и для удостоверения протокола решения собрания участников ООО и иных решений юрлиц, считает Новак.
Поддержав высказанную заместителем министра инициативу, Константин Корсик отметил, что участие нотариуса в регулировании корпоративных правоотношений как независимой третьей стороны гарантирует их законность, что подтверждает в том числе успешный опыт стран континентальной Европы. В таких странах как Германия и Франция степень присутствия нотариуса в корпоративном праве гораздо шире, нежели в России, где нотариус стал участвовать в регулировании корпоративных правоотношений только с 2009 года, при этом сразу показав эффективность в борьбе с рейдерскими захватами бизнеса.
Действительно, участие нотариуса в собраниях участников позволяет не только обеспечить правильный подсчет голосов, но и предварительно проверить правомочность всех участников голосования, обеспечить допуск тех лиц, которые имеют право голоса например, в силу статуса залогодержателя и т.д.
Напомним, что сейчас нотариус при удостоверении решения общего собрания участников ООО обязан установить следующую информацию:
— о правоспособности юридического лица;
— о полномочиях лица, организующего проведение собрания;
— о наличии решения уполномоченного лица или решения органа управления юридического лица о проведении собрания, вопросах повестки дня,
— о статусе органа управления юридического лица, его компетенции, необходимом кворуме для принятия решения, порядке голосования;
— о перечне лиц, имеющих право на участие в собрании.
Для этого нотариус истребует самостоятельно выписку из ЕГРЮЛ, а также получает указанную информацию из списка участников общества, устава Общества, иных документов Общества и заявления лица, организующего проведение собрания. Таким образом, нотариус выполняет целый ряд важных с точки зрения обеспечения правовой безопасности функций, которые нельзя игнорировать.
Вместе с тем, как отметил Константин Корсик, сегодня у российского нотариата есть инструменты для помощи бизнесу, потенциал которых еще не раскрыт в полной мере. Так, например, в Единой информационной системе нотариата предусмотрена возможность ведения и хранения списков участников ООО. Передача такого документа под ответственность ФНП позволяет гарантировать их сохранность и обеспечивает доступ к нему всем участникам общества вне зависимости от отношений с генеральным директором, конфликт с которым, либо его исчезновение, нередко приводят к утере или умышленному сокрытию такого списка.
Рассуждая о возможных гибридных формах проведения собрания участников ООО и обращаясь к опыту европейских стран, Тамара Меребашвили отметила, что приемлемым может стать вариант, где часть участников присутствует лично в месте проведения собрания совместно с нотариусом, а остальные подключаются к собранию дистанционно. Подобный формат используется, к примеру, в Дании. А вот сильно пострадавшая от пандемии Италия приняла решение о переводе в 2020 году всех собраний акционеров и участников ООО в онлайн-формат, но при обязательном контроле заседания и оформлении протокола нотариусом. При этом нотариус наряду со счетной комиссией находится в месте, предусмотренном для проведения этого собрания.
Вне зависимости от того, какие именно инициативы получат одобрение законодателя, изменения в законодательство должны приниматься оперативно, считают эксперты. Дальнейшее активное использование цифровых технологий в корпоративной сфере неизбежно. Однако именно своевременность принятия мер по их регулированию позволит обеспечить необходимый уровень правовой защиты представителей бизнес-среды в ближайшее время.
Источник: notariat.ru